Танковый Калашников

Принять участие в проекте, начатом в этом году редакцией «Тагильского рабочего», откликнулись градообразующие предприятия Нижнего Тагила.


Первыми – Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралвагонзавод.



Итогом нашего сотрудничества станет летопись достижений промышленного производства города.



Нечасто звучит и, наверняка, не все представители молодого поколения знают, что в 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Нижний Тагил был награжден орденом Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию промышленного производства, особенно отраслей черной металлургии и машиностроения.



Именно о танкостроителях – сегодняшняя публикация в рамках проекта.


Неизвестные ранее широкой общественности факты о знаменитом индийском контракте Т-90С нам предоставили коллеги из пресс-службы АО «НПК Уралвагонзавод».

История этого танка неотделима от судьбы Владимира Ивановича Поткина, которого называли «Танковый Калашников». Он не родился в Нижнем Тагиле, но главное дело всей своей жизни осуществил именно в нашем городе.

 Владимир Поткин1.png

С 1971 года Владимир Иванович трудился на Уральском вагоностроительном заводе им. Дзержинского Миноборонпрома. За 16 лет прошел путь от старшего инженера-конструктора отдела «520» до главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

На этой должности он проработал 12 лет: один из самых сложных периодов для всей оборонной промышленности России. Однако Поткин сумел не только сохранить завод, но и подарить стране чудо-машину. Ровно 20 лет назад, 17 мая 1999 года, первые три танка были отправлены на испытания в Индию.

«Грозный» или «Владимир»

Впервые стали известны подробности контракта УВЗ с Индией на поставку танков Т-90С.

Он был заключен в 2001 году, но этому предшествовала настоящая битва танкостроителей за свое «детище» — экспортный вариант танка Т-90.

Индийцы назвали нашу машину BHISHMA — «Грозный». Но в России она больше известна как «Владимир».
Именно такое название было присвоено уникальному танку решением правительства Российской Федерации по просьбе заводчан. В честь главного конструктора УКБТМ Владимира Поткина.

Как и создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин, Владимир Поткин за свой танк отдал жизнь.

Т-90С на испытаниях в Индии (2) 1999 г.jpg
 Вот как вспоминает о своем руководителе Игорь Баранов, который был в те годы заместителем главного конструктора:

— Владимир Иванович имел удивительный дар стимулировать деятельность своих подчиненных. Провинившимся он не читал морали, не стыдил, не угрожал. Посмотрит тяжелым взглядом, скажет пару слов не для печати, и тому на полжизни хватает.
Как-то в столе одного из руководителей КБ коллеги обнаружили большую фотографию Поткина. В ответ на ехидные вопросы тот сказал: «Знаете, мужики, иногда наваливается на меня лень. Тогда я открываю этот ящик, гляну на фото шефа – и как будто плеткой по спине. Мать честная, работы столько, а я тут прохлаждаюсь!»

Сгорел на работе

17 мая 1999 года УКБТМ и Уралвагонзавод прощались со своим главным конструктором Поткиным. Он скончался за столом в своем кабинете, не выдержав запредельных нагрузок.

А в это время самолеты с опытными танками Т-90С улетали в Индию. И то, что машины были собраны и отправлены в срок, было практически чудом, в которое мало кто верил.

1999 г отправка трех машин в Индию.jpg

Танки с блеском прошли сложнейшие испытания в пустыне Тар.

Контракт с индийской стороной после долгих и сложных согласований был заключен. Решающую роль в этом сыграл визит в октябре 2000 года в Индию Президента РФ Владимира Путина. Так что имя «Владимир» почти магическое для этого танка.
Даже у индийцев вначале была мысль назвать танк этим именем в честь Поткина. Так предложил министр обороны Индии. Настолько заказчиков впечатлили деловые и личностные качества главного конструктора.

— Это был настоящий русский мужик: молчаливый, настойчивый, умный, грамотный. А Бхишму они чтят как богатыря, который обеспечил свободу и независимость индийского народа. Вот они подвиги богатыря Бхишмы и перенесли, так сказать, на танк Т-90С, с надеждой, что он окажется таким же богатырем, — вспоминал в интервью корреспонденту ТАСС генерал-полковник Сергей Маев, который в те годы возглавлял ГАБТУ и курировал этот контракт.

Первый Т-90 индийской сборки в Авади 2009.jpg

«Железный Бхишма» не подвел. Сергей Маев также отмечает: «Машина приобрела очень большой авторитет не только в вооруженных силах Индии, но и во всех странах мира. Через два года после заключения контракта востребованность танка для реализации за рубеж составила около 1000 единиц».

В. Поткин в Индии. 1999г.1.png

Владимир Поткин (слева) в Индии. 1999 г. 

Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90 1998 г.png

 Индийская делегация на УВЗ. Поткин дает пояснения по Т-90 1998 г.

Т-90С на испытаниях в Индии 1999 г.jpg

Т-90С на испытаниях в Индии. 1999 г.

Индийский контракт по производству танков выполнен 2002 г.JPG

Индийский контракт по производству танков выполнен.  2002 г. 

Источник: https://tagilka.ru/news/news_detail/?ID=78266

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: