Уралкриомаш: 65 лет инноваций в космосе и на земле

Укрощающие холод


Нижний Тагил славится металлом и танками. Но мало кто знает, что в нашем городе родилось отечественное криогенное транспортное машиностроение и было положено начало космической эры. Это заслуга работников криогенного производства Уралвагонзавода, сегодня – АО «Уралкриомаш», которому 1 октября исполнилось 65 лет.

История предприятия началась в 1953 году, когда на Уральском заводе имени И.В.Сталина группа конструкторов под руководством М.Н. Веремьева создала первую в стране цистерну для перевозки жидкого кислорода. Он был необходим для заправки баллистических ракет – ядерного щита СССР. Так появилась новая отрасль – криогенное цистерностроение.

Но датой рождения Уралкриомаша считается 1 октября 1954 года, тогда постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР в составе Уралвагонзавода было образовано особое конструкторское бюро ОКБ-250 по криогенной технике и наземному стартовому оборудованию. Первой и главной задачей стало создание средств заправки жидким кислородом и азотом знаменитой ракеты Р-7 легендарного конструктора Сергея Королева. Уральские криогенщики с заданием справились. Запуск ракеты с первым искусственным спутником Земли ознаменовал начало космической эры.

УКМ 1.jpg
Генеральный директор АО «Уралкриомаш» Дмитрий Скоропупов.

За 65 лет тагильские специалисты участвовали во всех космических программах страны, создавая комплексы стартового заправочного оборудования на космодромах «Байконур», «Плесецк», «Восточный» для ракетоносителей типа «Восток», «Союз», «Протон», лунного космического корабля Н1-Л3, ракетно-космической системы «Энергия-Буран», самолета-лаборатории на криогенном топливе «ТУ-155». Запуск первого в мире плавучего космодрома «Морской старт» в экваториальной зоне Тихого океана и развитие космической программы Индии также состоялись благодаря профессионализму уральских инженеров.

О настоящем и будущем предприятия рассказывает генеральный директор АО «Уралкриомаш» Дмитрий СКОРОПУПОВ.

— Дмитрий Александрович, вы возглавили Уралкриомаш ровно пять лет назад, в сентябре 2014-го. Какими были эти годы? Чего достигли?

— Главное достижение — это сохранение коллектива. Очень непростым был для нас 2015 год. Крупные контракты заканчивались, объемы загрузки производства не позволяли платить достойную заработную плату. Но коллектив смог мобилизоваться. И я благодарен людям за понимание. Мы вышли на поставленные цели и задачи. Сохранили основной костяк, который в дальнейшем и стал основой роста для УКМ. К 2016 году мы выполнили все обязательства по созданию комплекса заправочного оборудования ракеты-носителя «Союз-2» для первой очереди космодрома «Восточный». В первый старт 28 апреля 2016 года и во все последующие старты наземка сработала безупречно.

Сегодня продолжаем работу для основного заказчика – Госкорпорации Роскосмос. На второй очереди космодрома сооружается стартовый стол для ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара». Уралкриомаш ведет разработку и изготовление трех систем. В августе 2018-го на «Восточный» отправлена первая часть оборудования – система заправки нафтилом. Готова система хранения воды. В этом году на космодром поступит и система заправки жидким кислородом разгонного блока.

«Восточный» – большая перспектива, так как он в ближайшем будущем станет основным космодромом Российской Федерации. Поэтому мы ожидаем следующий контракт – на поставку оборудования для сверхтяжелой «Ангары». Работа должна начаться в 2021-22 годах. Разрабатывается эскизный проект, согласовываются исходные данные.

— Техника сверхнизких температур – это ведь и гражданская продукция. В этой тематике как преуспели?

— Гражданская продукция сегодня занимает до 50% от объема производства предприятия. Мы эту планку должны не только удержать, но и поднять. Чтобы быть конкурентоспособными на рынке, всегда работаем над инновациями. Благодаря нашему КБ и его новым разработкам мы являемся единственными производителями железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки жидкого азота/аргона/кислорода. Таких изделий, причем, двойного назначения, не делает никто в России. Они используются и для перевозки топлива на космодромы, и в гражданской промышленности. Кроме этого сегодня мы единственные производители железнодорожных вагонов-цистерн для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). А также разработчики и производители контейнеров-цистерн для перевозки определенной модели СПГ. Тема СПГ для нас сегодня является приоритетной. Именно в этом направлении есть все возможности развивать наши компетенции.

АО «Уралкриомаш» постоянно расширяет линейку изделий и планирует увеличивать перечень перевозимых продуктов. Хотя мы сегодня практически уже достигли своего максимума: перевозим и готовим емкости для хранения сжиженного кислорода, азота, аргона, водорода, температура кипения которого всего на 20 градусов выше абсолютного нуля. Впереди стратегическая задача – создание транспортных емкостей для перевозки жидкого гелия. В России есть предприятия, которые этим занимаются
целенаправленно, но и мы для себя видим все возможности для производства такого оборудование.

УКМ 2.jpg
 Система подачи воды для охлаждения стартового стола РН «Ангара» на космодроме Восточный.

— Несколько слов о вашем коллективе, его людях.

— Работники на УКМ уникальные. Творить что-то новое могут только люди с большой энергией, потенциалом, с широкой и открытой душой, способные выполнять все поставленные задачи. Работа наша непроста тем, что мы создаем продукты, не имеющие аналогов. Любое изделие – единичное, уникальное. Мы на себя берем риски и ответственность. Но, когда видим положительный результат, ощущаем, прежде всего, гордость за наших людей, которые «укрощают холод».

Искренне, от души поздравляю весь коллектив с 65-летием предприятия. Все это время Уралкриомаш был и остается лидером криогенной промышленности и в СССР, и в России. Все это сделано благодаря тому, что на предприятии удивительный, замечательный коллектив высококвалифицированных специалистов – профессионалов, которые сегодня дают возможность нашей стране достойно выступать на рынке и космической, и гражданской направленности.

Всех поздравляю с праздником! Здоровья, удачи, благополучия, чтобы семьи были крепки, а над нами – только мирное небо.

Моя судьба – Уралкриомаш


Светлана СНИГИРЕВА, инженер-конструктор:

— Прошло больше 40 лет, как я пришла работать на Уралкриомаш. С этим предприятием связана вся моя жизнь, а значит и судьба. В первом составе конструкторов УКМ, бывшего отдела 250 УВЗ, всю жизнь
проработала моя мама, Алевтина Михайловна Гладкова. Профессия конструктора – творческая, в нее вкладываешь душу. Для меня важно, чтобы изделия имели не только высокие технические характеристики, но и красивый внешний вид.

Мне очень повезло с людьми, которые работают рядом, а главное – с учителями. Всех их не перечесть: Аркадий Петрович Сац, Анатолий Африканович Дельфонцев, Александр Иванович Кужильный – это талантливые конструкторы, настоящая инженерная интеллигенция. На Уралкриомаше трудятся люди работящие, ответственные и очень душевные. Это касается и ИТР, и работников цеховых служб. Я желаю родному предприятию процветания, благополучия и востребованности.

Яков ЗИЛЬБЕРШТЕЙН–ЮРИН, экс-коммерческий директор Уралкриомаша (1957-2012 годы):

— Я пришел на криогенное производство 20-летним юношей после окончания техникума и проработал на предприятии ровно 55 лет. Многие имена работников УКМ на слуху, они стали большими руководителями,
имеют государственные награды – М.Н. Веремьев, Н.А. Малых, М.Т. Шпак, Н.П. Андронов, Н.П. Реутский, Р.С. Михальченко, Р.А. Зашляпин и другие. А много таких, чьи имена нигде не звучат, но именно они своим скромным трудом создали славу предприятию.

УКМ 3.jpg
Актив молодежной организации – участники квеста «Забег по малой земле». 
 

Татьяна ИБРАГИМОВА, начальник финансово-экономического управления (1989-2018 годы):

— Характерной чертой стабильных предприятий являются семейные династии, в которых опыт и навыки передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Связанные родственными узами, работники стараются не уронить честь фамилии. Отсюда – трудолюбие, ответственность, добросовестность и старание. Уралкриомаш всегда был семейным предприятием. Когда в 1989 году после окончания института я пришла тогда еще в УКБМ, там уже работали мои отец, дядя и брат. Общий
стаж нашей семьи на Уралкриомаше составил более ста лет.

Юрий БУЛАТОВ, фрезеровщик:

— На криогенном производстве я больше 50 лет, практически всю жизнь. Как говорится, пришел безусым юнцом в 1967-м после училища в цех 251. Тогда у нас на шестом механическом участке много молодежи было, жизнь кипела. Вместе спортом занимались, ходили в турпоходы. С клубом «Азимут» все красоты Урала повидали. Да, полвека в коллективе пролетели
быстро. Но когда работа в удовольствие, времени не замечаешь.

Любовь ШУРЫГИНА, инженер-конструктор, лидер молодежной организации:

— Уралкриомаш для меня – это первое место работы. Когда училась в институте, я и подумать не могла, что буду причастна к величайшей стройке нашей страны – космодрому «Восточный». Стану частью одной большой и дружной команды. Мне нравится, что, работая в конструкторском бюро, я могу всесторонне развиваться. У нас боевая молодежка, которая год за годом становится лучшей в заводских состязаниях. В сентябре мы большой командой участвовали в форуме «Юность Вагонки», а к юбилею предприятия провели квест «Забег по малой земле». В команды объединились конструкторы, технологи, специалисты разных служб и отделов. Это помогает подружиться, сплачивает. Мне это нравится!

Подготовлено по материалам пресс-службы АО «Уралкриомаш».

Источник: https://tagilka.ru/news/news_detail/?ID=84147

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: